УФ лакированиеСовременную полиграфию трудно представить без процесса выборочного УФ лакирования – половина печатной продукции изготавливается с использованием УФ-лака. Благодаря такой постпечатной обработке изделие приобретает более благородный и привлекательный вид. Своему названию ультрафиолетовый лак обязан не только тому факту, что нанесённый слой лака полимеризуется под воздействием УФ-лучей. Протекание реакции полимеризации полиграфических ультрафиолетовых лаков (превращения материала в твёрдое состояние) может проходить, как по радикальному методу, так и по катионному. После полного затвердевания лаковое покрытие превращается в прозрачную плёнку, которая может иметь матовую либо глянцевую текстуру. Название выборочного ультрафиолетового лака произошло от слова "выбирать". Это значит, что для покрытия выбирается определённый участок. Например, нужно каким-то образом выделить название журнала, напечатанное на его обложке, то есть сделать его более выразительным и притягивающим взгляд. Для выделения какого-либо фрагмента из множества других зачастую применяется недорогой, но эффективный способ УФ-лакирования. Наибольшее распространение из всех существующих технологий нанесения ультрафиолетового лака получила трафаретная печать, которая также известна под названием шелкографии. С помощью данного способа удаётся получить блестящий, чуть выпуклый рисунок на матовом фоне. Сплошное и выборочное лакирование с использованием УФ-лака пользуется сейчас немалой популярностью. Данную услугу предлагает много московских типографий, но далеко не все могут обеспечить достойное качество. Типография "Гарант" располагает самым современным оборудованием и штатом квалифицированных специалистов, что в сочетании с богатым практическим опытом работы в данной сфере позволяет выполнять такую операцию на высоком профессиональном уровне. Машина для УФ лакированияВ нашей типографии установлена самая лучшая на данный момент лакировальная машина из всех существующих аналогов. Она обладает уникальными возможностями, позволяя оперативно и качественно наносить лак с применением разных способов, от сплошного до трафаретного. Такие машины используются в европейских странах для лакировки обложек журналов и упаковок премиального класса. Способы лакирования полиграфической продукцииДля создания качественного лакового покрытия немаловажное значение имеет время растекания лака по носителю. При нагревании лак становится менее вязким и быстрее растекается по поверхности. Но так как лак наносится на холодное изделие, то при контакте с ним лак несколько охлаждается, что негативно сказывается на качестве оттиска. Поэтому рекомендован промежуточный этап – инфракрасная сушка, предназначенная для прогревания печатного оттиска после покрытия ультрафиолетовым лаком. Данная операция позволяет значительно улучшить глянцевую поверхность. Для лакирования могут применяться разные технологии, выбор которых зависит от сюжета, предназначенного для покрытия лаком. Наиболее простым является нанесение ультрафиолетового лака через сито № 150. В этом случае лаковый слой получается тонким, а расход материала незначительным. Данный способ преимущественно применяется для выборочной лакировки. Иногда используется объёмный ультрафиолетовый лак, который гораздо гуще, чем обычный, поэтому для его нанесения требуется другое сито – № 40-70. С помощью этого лака удаётся получить сильно объёмный, привлекательный рисунок. Данный способ обычно применяется для обработки пригласительных и полиграфических изделий премиум-класса. Также существует ещё один способ УФ-лакировки, предполагающий использование глиттера – металлизированных частичек диаметром 0,1-02 мм. Это порошкообразное вещество добавляется в лак и хорошо перемешивается. Количество глиттера может быть разным и зависит от того, какой эффект нужно получить. Например, если изображение должно искриться, то порошка нужно добавить больше. Для нанесения УФ-лака с металлизированными частичками используется сито № 40. Такой лак преимущественно используется для изготовления новогодней полиграфической продукции. Особенности УФ-лака и УФ-лакированияУльтрафиолетовые лаки активно используются для изготовления рекламы и глянцевых журналов. И в этом нет ничего удивительного, ведь глянцевый или матовый лак придают изделиям шик и гламурность. Катионные УФ-лакиВ качестве основы этих материалов служат эпоксидные смолы. Такие лаки под воздействием ультрафиолета начинают затвердевать через 1-2 секунды, но окончательная полимеризация наступает по прошествии 24-48 часов. Причём затвердевание происходит в темноте. Из-за этой особенности более широкое распространение в полиграфической индустрии получили ультрафиолетовые лаки с радикальным механизмом затвердения. Катионные материалы используются гораздо реже и лишь в тех случаях, когда к устойчивости оттиска предъявляются повышенные требования. Радикальные УФ-лакиДля отвердения лакового слоя по радикальной технологии требуется всего лишь несколько секунд с момента воздействия ультрафиолета, что намного меньше, чем при полимеризации по катионному механизму. Ультрафиолетовый лак, используемый в полиграфии, является бесцветным жидким веществом с характерным запахом, который после полимеризации исчезает. В случае превышения времени УФ воздействия может появиться желтизна и произойти отслоение лака. Виды УФ-лакаДля УФ-лакирования используются лаки с разной текстурой (матовой, полуматовой и т.д.), но наибольшую популярность приобрели глянцевые разновидности. Отдельное место в полиграфической лакировке отведено декоративным лакам, использование которых позволяет создать неповторимые зрительные эффекты и сосредотачивать внимание потенциальных потребителей на конкретном участке. Благодаря таким лакам можно:
Для создания текстур, рельефных и узорчатых поверхностей предназначены специальные текстурные лаки. Выборочный УФ-лакТехнология выборочной ультрафиолетовой лакировки позволяет придать журналам и рекламной полиграфии неповторимый шик. Использование УФ-лаков открывает широкие возможности для реализации дизайнерских идей. Ограничением может служить лишь бюджет заказчика. Для выборочного лакирования могут применяться разные технологии, но чаще всего выбирается трафаретный способ, который идеально подходит для покрытия векторной картинки либо заголовка, для печати которого выбран шрифт с засечками. Файл для выборочной лакировкиСледует знать, что участки, предназначенные для выборочного нанесения лака, должны быть представлены в векторном формате. Кроме того, их нужно точно спозиционировать по целевым дизайнерским элементам. |